Приватизация жилья в России

Приватизация жилья в России

Приватизация квартиры

Приватизация

Приватизация жилья подразумевает передачу в личное пользование гражданина России на добровольной и безвозмездной основе, жилплощади, которую он занимает. Причем, жилье находится в собственности у государства и состоит на учете в Жилищном фонде. Такая возможность регламентируется Федеральным законом РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». На сегодняшний день, приватизация квартиры продлена до 2018 года. В законодательном акте, прописаны условия, при которых возможна процедура оформления жилья в личное пользование, стороны выполняемой процедуры, условия при которых приватизация не может быть выполнена.

Процедура оформления жилья в личное пользование дает владельцу ряд преимуществ:

  • Гражданин на законных основаниях становится собственником недвижимости и на этом основании у него возникают права продажи, обмена, дарения, сдачи в аренду жилплощади.
  • По результату приватизации, гражданин становится обладателем определенной денежной суммы, которая вложена в жилье и за которую, недвижимость возможно реализовать.
  • Благодаря приватизации, свое жилье, возможно, продать и улучшить свои условия проживания путем покупки более просторной жилплощади.
  • При расселении дома, гражданин, владеющий приватизированной квартирой, вправе получить новое жилье, более высокого качества.
  • Приватизированную квартиру, возможно оформить в качестве наследства.
  • Государство не может выселить владельца из приватизированной квартиры, не предоставив взамен подобную площадь для проживания или не компенсировав стоимость жилья.
  • Владелец имеет право прописать или выписать гражданина.
  • Собственник может выполнять перепланировку, согласовав ее с БТИ.
  • Квартира, прошедшая приватизацию, может быть использованная в качестве залога для оформления кредита.

Условия приватизации квартиры

Право на приватизацию квартиры возникает у граждан, которые проживают на жилплощади в настоящее время по документу социального назначения. Допускается согласие с процедурой приватизации, лиц, которые проживают в жилье временно и не состоят с нанимателем жилья в родственных отношениях. Кроме того, в приватизации квартиры могут принять участие и родственники нанимателя, не проживающие с ним на одной жилплощади, однако являющиеся его семьей.

Условием, для возникновения права на приватизацию, является наличие у гражданина прописки по адресу муниципальной квартиры. Если кто-то из зарегистрированных лиц желает отказаться от участия в приватизации, то он может это сделать путем оформления письменного отказа, однако очень важно, чтобы отказ был безадресным. Иными словами, гражданин не может передать свое право на приватизацию другому лицу. Подобный документ оформляется в нотариате и носит сугубо письменный характер.

Согласно закону РФ, гражданин вправе только на одну бесплатную приватизацию. Впрочем, если процедура оформления жилья в личное пользование была выполнена с нарушениями, и это было доказано через суд, то повторная приватизация тоже осуществляется бесплатно.

Некоторые условия не позволяют оформить квартиру в личное пользование путем приватизации. К примеру, если жилье было предоставлено гражданину по документу безвозмездного пользования, или гражданин проживает в кооперативной квартире, то такое жилье не подлежит приватизации. Допускается процедура оформления жилья в личное пользование комнаты в коммунальной квартире, как долевой собственности проживающего гражданина.

Если прописанный в жилье гражданин временно отсутствует на жилплощади, то требуется оформить за такими лицами, их недвижимость. Срок по такому вопросу не ограничен, однако отсутствующему лицу нужно предварительно заполнить заявление установленного образца.

Порядок приватизации квартиры

Для того чтобы определиться, с чего начать приватизацию квартиры и приступить непосредственно к процедуре, нужно выполнить следующие действия:

  1. Оформить в нотариате документ о том, что все прописанные на жилплощади лица согласны участвовать в приватизации.

    Когда заканчивается приватизация квартир в России

    Это позволит собственнику жилья самостоятельно провести приватизацию жилья, оформить все нужные документы, без привлечения всех проживающих.

  2. Собрать пакет нужных бумаг (все участники приватизации предоставляют свои паспорта и иные личные документы).
  3. Получить в БТИ план жилья и его экспликацию, с указанием перепланировок. Сроки получения документа составляют от двух недель до месяца.
  4. Посетить Жилищный отдел, для составления приватизационного акта. При предоставлении заявления на приватизацию обязаны присутствовать все участники процедуры. Оформление акта может занять несколько недель.
  5. Посетить Управление Федеральной службы затем, чтобы забрать документ о регистрации права собственности.
  6. Поставить на техучет в БТИ приватизированную квартиру. Срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет порядка 60 дней. Бесплатно приватизировать жилище можно всего лишь один раз. Сколько стоит процедура оформления жилья в личное пользование в последующих случаях оговорено законом. Размер госпошлины будет составлять 2000 рублей.

Список документов

В законе прописано, какие документы нужны для приватизации квартиры в 2015 году. Для того чтобы приватизировать жилплощадь нужно собрать целый перечень документов. Обычно, в этот перечень входят следующие бумаги:

  1. Ксерокопии бумаг, удостоверяющих личность, всех граждан, участвующих в приватизации жилья.
  2. Ксерокопии свидетельств о рождении, зарегистрированных в жилье несовершеннолетних детей.
  3. Ксерокопии актов о смерти жильцов ранее зарегистрированных в квартире.
  4. Бумаги, удостоверяющие изменение фамилии, имени, отчества участников приватизации, если таковое событие имело место.
  5. Нотариально удостоверенный документ, подтверждающий согласие на приватизацию всех зарегистрированных лиц.
  6. Справка в том, что никто из участников ранее не принимал участия в приватизации.
  7. Сведения о регистрации (необходимы, в том случае, если участник приватизации переехал из другой страны).
  8. Акт социального назначения, ордер.
  9. Паспорт БТИ и документы о перепланировке, если таковые имеются.
  10. В случае отказа некоторых зарегистрированных граждан их письменное, нотариально оформленное заявление.

Некоторые частные компании оказывают помощь в сборе нужных бумаг. Разумеется, услуги подобных организаций платные. Также, ряд бумаг возможно оформить в МЦФ.

Отказ в приватизации

В некоторых случаях в приватизации может быть отказано. Это возможно в пользу муниципальной собственности, которая считается ведомственным жильем, иначе говоря, служебная жилплощадь. Также, если дом, где расположена жилплощадь, пребывает в аварийном состоянии и его жильцы подпадают под расселение. Заявка на приватизацию в отношении несовершеннолетнего ребенка может быть отклонена, если ребенок прописан на этих квадратных метрах менее чем за шесть месяцев до приватизации. О том, возможно ли оспорить отказ, нужно проконсультироваться с юристом.

Пример приватизации квартиры

Владимир Ч. проживал со своей родными: женой и ребенком 1,5 лет в жилье по документу социального назначения. Совместно с супругой они решили приватизировать свое жилище, и супруга оформила нотариальную доверенность, удостоверяющую ее согласие на проведение приватизации. Написав заявление, Владимир Ч. Отправился в Жилищный отдел для составления приватизационного акта. Ему было отказано. Причины оказались следующими: Владимир Ч. не упомянул в заявлении своего ребенка, не достигшего совершеннолетия, и при подаче заявления не присутствовала его супруга. Соблюдение этих моментов обязательно и прописано в законодательстве РФ, поэтому подать заявление на составление акта о приватизации, Владимир Ч. сможет только после устранении нарушений.

Заключение

В заключении, можно сформулировать ряд тезисов, которые могут помочь при оформлении квартиры в личное пользование путем приватизации.

  • Приватизация квартиры – это бесплатная и добровольная передача жилья социального назначения в частную собственность граждан, проживающих в этой квартире.
  • Процедура оформления жилья в личное пользование жилья способствует возникновению у владельца законных прав на совершение ряда юридически значимых сделок с участием объекта недвижимости.
  • В приватизации участвуют все граждане, которые имеют прописку в жилье.
  • Для приватизации жилья требуется согласие всех зарегистрированных лиц.
  • Порядок приватизации регламентирован и, целесообразно выполнять все этапы в порядке строго очередности.
  • Для оформления квартиры в личное пользование нужно собрать пакет оговоренных бумаг.
  • В приватизации может быт отказано по ряду причин.

Список законов

Федеральный закон РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ»

Уважаемые посетители проекта «Эксперт по наследству»!

Сталкиваясь с проблемами по вопросам вступления, оформления наследства, дарения, завещания мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по вопросам дарения и завещания:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 27

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 94

  • Вся Россия

    +7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Эксперт по наследству».

Остались вопросы?

Задайте их практикующим юристам по наследству и дарению прямо сейчас по телефонам:

  • Для Москвы и МО:

    +7 499 938 42 27

  • Для Санкт-Петербурга и ЛО:

    +7 812 425 13 94

  • Вся Россия

    +7 800 350 14 83

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Приватизация жилья

Президентом России был подписан Федеральный закон от 22.02.2017 № 14-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Введенные изменения  в законодательстве установили бессрочную бесплатную приватизацию жилья для российских граждан.

Приватизация жилья – это переход права собственности на жилье от государства к гражданам. Этой юридической процедуре подлежат жилые помещения, которые закреплены за государственными предприятиями или находятся в муниципальной и государственной собственности.
Бесплатная приватизация началась в девяностых годах и неоднократно продлевалась государством, ранее планировалось завершить бесплатную приватизацию жилья 1 марта 2017 года.
Приватизировав жилье, собственник приобретает возможность распоряжаться своим имуществом: продать, подарить, завещать, заложить для получения кредита. При этом возникает бремя расходов: уплата налога, возрастает размер оплаты коммунальных платежей, т.к. с момента приватизации собственник становится участником содержания и ремонта общедомовых конструкций.
Первоначально, если вы решили приватизировать объект недвижимости, следует узнать, подлежит ли оно приватизации. Согласно статье 4 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда", некоторые группы жилых помещений не  подлежат приватизации (например, те, которые находятся в аварийном состоянии). Для приватизации жилого помещения необходимо получить согласие всех зарегистрированных в квартире лиц.
В соответствии с вступившим в силу 1 января 2017 года законом "О государственной регистрации недвижимости" общий срок государственной регистрации прав составляет 7 рабочих дней с момента приема документов регистрирующим органом.
Зарегистрировать права на недвижимость можно и в электронном виде: на сайте Росреестра в разделе электронных услуг. Следует напомнить, что потребуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. Такую подпись можно получить в удостоверяющих центрах, адреса  центров также есть на сайте Росреестра.

 

Все новости

Поделиться новостью

Что такое приватизация жилья в России и по какому принципу происходит этот процесс?

Государственная программа приватизации

Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы — объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Ваучерный этап приватизации

Понятие чека (или ваучера) связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим — его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.

Приватизационный чек — государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов.

Особенности и порядок приватизации жилья

Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Возможности для различных финансовых махинаций со счетами открывались бы фантастические, как показал прежний опыт. Но, главное, это надолго задержало бы приватизацию, что, конечно, было нежелательно и в социальном, и в экономическом плане. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой «на предъявителя».

Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса — ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стало 90% госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.

Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату своего завершения – 1 июля 1994 года. Для строгой оценки итогов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, отсутствуют достоверные данные о поступлении средств от приватизации (официально приводимые данные противоречивы и не стыкуются по ряду параметров), равно как и нет точных сведений об участии иностранного капитала в приватизации. В среде экспертов ставится под сомнение статистика обращения ваучеров и деятельности чековых инвестиционных фондов в условиях, когда правовые и фактические возможности сокрытия сведений предприятия под предлогом сохранения коммерческой тайны никем не преодолевались, за исключением весьма ограниченного числа случаев, а также заинтересованности официальных кругов и непосредственных участников приватизации в положительной оценке ее результатов.

Тем не менее итоги этого этапа приватизации подвести необходимо. Это можно сделать, сравнивая доступные данные, во-первых, с провозглашенными задачами ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-третьих, с точки зрения воздействия приватизации на макроэкономическую ситуацию.

Результат ваучерной приватизации: Во-первых, приватизация в России, как бы ее ни оценивать, осуществлялась и осуществляется. Можно спорить о многом, но фактом остается то, что большинство предприятий, подлежащих приватизации, приватизировано, в том числе путем акционирования. Во-вторых, фактом стала деятельность более 500 ваучерных фондов, если опять-таки отвлечься от оценки их деятельности. В-третьих, население России сейчас уже далеко не такое, каким оно было накануне приватизации. Можно говорить о качественном улучшении первичного экономического рыночного образования большей части граждан страны, несмотря на то, что этот уровень остается еще низким. В-четвертых, создана инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя она, естественно, еще далека от завершения и совершенства. В-пятых, приватизация не встретила сколько-нибудь значительного противодействия со стороны широких слоев населения, что явилось одной из причин сохранения на территории России относительного социального мира, несмотря на экономические тяготы этого периода и социальную напряженность. В-шестых, независимо от оценки итогов приватизации 1992-1995 гг. ее проведение – объективный шаг к утверждению частной собственности, если отвлечься от содержательной характеристики последней.

В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса. По данным Госкомстата, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.

Ваучерная приватизация, по определению, является бесплатной, льготной и не может содействовать финансовой стабилизации. В сводном финансовом балансе за 1996 год показано, что доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности за 1993 год составили 0,4% всех доходов, а в 1994 году еще меньше. Данные Госкомимущества об 1 млрд. долларов иностранных инвестиций в 1994 году относились к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджетов любого уровня.

Приватизация предприятий-монополистов вообще не является средством борьбы с монополизмом. Напротив, она усиливает таковую из-за снижения контроля государства над деятельностью монополистов. Разукрупнение гигантов-монополистов, проведенное механически, чаще всего приводит к увеличению числа монополистов, поскольку разрыв одной технологической цепи, часто единственной, уникальной в народном хозяйстве, ведет к росту совокупных издержек, так как каждое новое звено в разрушенной цепи в большинстве случаев само становится монополистом на своем участке, а накладные расходы возрастают в совокупности из-за стремления новых монополистов вздувать свои цены. Демонополизация дает эффект только тогда, когда государство выращивает конкурентов и создает конкурентную среду.

Таким образом, из всех задач, поставленных Государственной программой приватизации, достигнута фактически одна – создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.

Что касается создания частной собственности и частных собственников, то в этой сфере ситуация более сложная. Большинство акционируемых предприятий избрало второй вариант предоставления льгот трудовым коллективам, по которому трудовому коллективу достается 51% уставного капитала, что в значительной мере отсекает от приватизируемой собственности «эффективных» собственников, не желающих вкладывать деньги в предприятия, где они не будут полновластными хозяевами. В результате у крупных предприятий появилось много формальных собственников, относительно мелких, не обладающих капиталом, который необходимо вложить в реконструкцию или реанимацию производства. При этом пока нет отработанной системы управления пакетом акций, принадлежащих государству. Да и средств у таких акционеров тоже нет. Поэтому фактическое руководство бывшими государственными, а ныне акционерными предприятиями, осуществляет прежняя администрация, которая теперь еще меньше подконтрольна собственнику (некогда – государству, а теперь – акционерам).

Одновременно происходит процесс перераспределения собственности в результате тщательно маскируемых действий: Манипуляции с проведением закрытой подписки и чековых аукционов, скупки акций у членов трудовых коллективов после длительного периода невыплаты заработной платы под предлогом объективных трудностей и т.п. Сегодня все еще нет принципиальных различий в большинстве государственных и акционерных предприятий, отсутствует реальная ответственность за результаты деятельности и тех, и других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, меняется очень медленно. Многие акционерные предприятия все еще ориентированы на политику из бюджета, помощь от государства, получение от него различных льгот. Частные по форме предприятия в лице их руководителей очень медленно переориентируются на изменение мотивов экономического поведения: руководители акционерных предприятий используют свое положение для укрепления своих личных позиций в будущей борьбе и для сиюминутного обогащения. Это проявляется в ориентации на торговые и спекулятивные операции, на махинации, на выбивание льгот и преимуществ, а не на решение стратегических проблем, связанных с переориентацией производства на рыночные критерии, реконструкцию предприятий. Объективно частично это оправдывается тем, что общая экономическая ситуация мало способствует такой переориентации.

Едва ли можно предполагать, что политические лидеры, которые стояли у истоков и руля приватизации в 1992-94 гг., не предвидели хотя бы основных ее последствий. Ответственность, которую они возложили на себя, требовала и требует обеспечить при проведении реформ получение положительного эффекта за короткий период времени, а не в течение тысячилетий. О наличии такой возможности свидетельствует опыт Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Словакии, Польши. Между тем предварительные итоги приватизации в России показывают, что положение у нас далеко не самое худшее. Едва ли не два десятка бывших социалистических стран и бывших союзных республик бывшего СССР получили результаты намного хуже российских, если судить по таким параметрам, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада. Сопоставляя предварительные итоги приватизации в России с этими странами, мы можем констатировать, что переход к частной собственности идет у нас средними темпами и с относительным успехом.

Денежный этап приватизации

К началу 1994 г., было погашено около половины приватизационных чеков — примерно 90 миллионов. Но, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу — денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Сохранены были все основные способы приватизации, прежние три варианта льгот (резко усилены стимулы третьего варианта) зафиксированы принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д. Программой было также ограничено применение Указа Президента о вексельном обращении: из сферы его действия исключены предприятия с государственной долей имущества свыше 25%. Имущество этих предприятий реализовывалось за ваучеры и лишь после завершения чековой приватизации могли действовать иные принципы. Через приватизацию должны были пройти и все предприятия — банкроты.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки.

Программа также предусматривала укрепление роли инвестиционных фондов. Им разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25%., вместо прежних 10%. Это позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими была легализована Программой.

Нельзя было забывать о главном принципе приватизации — предотвращении банкротства. Таковую проблему двух параллельно действующих процессов — приватизации и банкротства, удалось решить когда были найдены ключевые идеи и принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий — банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.

И, наконец, третий путь — это была обязательная смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации, т.к. речь шла не о перераспределении собственности, а об экономическом оздоровлении предприятия. Ему необходимо было находить инвестора, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно форсировать процесс принудительной приватизации.

Итоги приватизации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

admin